УРОК № 1. КУРС КВИЛТОВОГО РИСОВАНИЯ НА ТКАНИ

Полное название нашего курса : КУРС КВИЛТОВОГО РИСОВАНИЯ НА ТКАНИ С ПОМОЩЬЮ СХМС ( сокращенно «рисование на швейной машине», ещё короче — курс РШМ)
Вот и начался второй этап ( так называемая аспирантура )изучения возможностей свободно-ходовой машинной стежки. С сегодняшнего дня мы будем говорить о рисовании на швейной машине. По моему мнению, это наиболее сложный вид квилтинга. 
Для начала, давайте определимся с понятием: что такое РИСОВАНИЕ вообще?  
Это создание изображений на какой-либо поверхности с помощью графических средств. 
Графические средства художника- карандаш, перо, фломастер и т.д. Графическое средство квилтера- нить . 
Поверхность для художника – рисовальщика это лист бумаги. 
Поверхность для нас – наш сэндвич ( мы в этом разделе будем говорить не о машинной вышивке, где присутствует лишь один слой ткани , который при работе закрепляется в пяльца, а именно о «квилтовом рисовании», т.е. рисовании на трехслойнике: лицевая ткань, прокладка, подкладка).
Если исходить из приведенного выше понятия о рисовании, то можно сказать, что как только мы с вами начали изучать СХМС, мы стали учиться и рисованию на швейной машине. Безусловно, это так! Но все-таки рисование имеет ряд отличий от свободной машинной стежки. Вы это поймете , когда мы обговорим основные особенности этого вида творчества.

 


У начинающих изучать этот раздел квилтинга резонно возникает вопрос : а надо ли уметь рисовать на бумаге, чтобы «рисовать на ткани с помощью СХМС»? Ответ не может прозвучать однозначно. Конечно, если у вас есть врожденные или развитые ( метод правополушарного обучения рисованию) художественные способности , вам будет легче освоить премудрости этой науки. Но даже если вы считаете себя совершенно не способным изобразить что- то на бумаге, не надо отчаиваться ! Есть разновидности рисования, которые вам выполнить под силу. Тем более тем, кто прошел наш 3-х месячный курс и ежедневно тренировался в прорисовке узоров стежки на бумаге и на ткани. Кстати, мои дорогие аспирантки, заметили ли вы какой-то прогресс у себя в этом навыке, то бишь в навыке рисования ?
Начнем, как всегда, с классификации.

Во –первых, в этой области существует два основных раздела :
1.Рисование на квилте,
2. Раскрашивание узора квилта.

Во-вторых , по способу изображения, можно выделить
1.Декоративное рисование или раскрашивание ( орнаменты, абстракция и т.д.) (рис.1- мое панно «Новогодний перезвон»)

Фото 1
 

2.Реалистическое рисование или раскрашивание ( натюрморт, пейзаж, портрет, сюжетная композиция и т.д. )( рис.2- моя работа, панно «Розовый цвет»)

Фото 2

 

Давайте вначале поговорим именно о рисовании на квилте( или рисовании на ШМ).
Как мы представляем себе рисунок на бумаге ? Обычно, это изображение каких-либо предметов на белой бумаге простым или цветным карандашом, но линии, нанесенные на бумагу всегда контрастны с фоном. Так и НИТЬ, которой вы рисуете , должна быть всегда КОНТРАСТНА С ФОНОМ ! ( рис. 3- моя лента к одному из уроков БАЗОВОГО КУРСА СХМС)

Фото 3

 

Какого цвета бумага, на которой обычно рисует художник ? Чаще белого, но может быть и черной , и цветной. Но этот фон всегда однотонный. 
На какой ТКАНИ (ФОНе) обычно «рисует» художник по ткани?
1.Наиболее часто встречающийся вариант
— однотонная белая или светлая ткань (whole cloth)( рис.4, моя работа, центральные фигуры в панно «Вера, Надежда, Любовь»),

Фото 4
 
 

-однотонная ткань другого цвета, вплоть до черной ( рис.5- моя работа на синем фоне , центральный рисунок в панно «Поклон от земли Пермской»).

Фото 5

 
2.Ткань с блеклым, размытым, не бросающимся в глаза рисунком, ткань в клеточку, горошек и т.д. ( например, вполне можно нарисовать букет на ткани с редкими размытыми контурами цветов и листьев) ( рис.6- моя открытка «Букет»)

Фото 6

 

3.Батик , т.е. окрашенная ткань с нечеткими, размытыми контурами без изображения какого-либо сюжета или предметов ( рис.1)
4.Собранная из лоскутков лицевая часть квилта тоже может служить фоном для рисунка, но учтите, что швы могут значительно исказить вашу линию.
«Рисунки на ткани» по аналогии с рисунками на бумаге могут быть монохромными ( один цвет или несколько его оттенков) ( рис.7, моя работа « Осенний натюрморт») или полихромными ( два и более цвета)( рис.8, из интернета).

Фото 7

 

Фото 8

 

Первые 5 занятий мы посвятим декоративному рисованию на ШМ ( ДРШМ ).

И начнем мы с монохромного декоративного рисования .

Все ли вы слышали о таком новом виде ДПИ , как zentangle (ZA)?
Вот именно этим мы сегодня займемся. Появился этот вид рисования на бумаге уже около 6 лет назад. Основоположниками его считаются американцы Мария Томас и Рик Робертс.
Суть ZA состоит в создании очень небольших ( классический размер – это квадрат 3,5 х3,5 дюйма, то есть примерно 9 х 9 см) рисунков из повторяющихся узоров ( фото работ создателей этого жанра Марии Томас- 9,10,11 и Рика Робертса – 12,13,14). 

Фото 9

 

Фото 10

 

Фото 11

 

Фото 12

 

Фото 13

 

Фото 14

 

Заниматься zentangle может каждый желающий практически без какой-то особой подготовки ( ну на Западе, конечно, проводятся семинары и даже курсы по освоению рисунков zentangle). Для этого надо просто иметь под рукой небольшой клочок бумаги, карандаш с ластиком или шариковую ручку. Zentangles часто сравнивают с каракулями – вот что хочу, то и начеркаю, но потом эту «почеркушку» обязательно неоднократно повторю – и zentangle готов !
Надо сказать, что человечеству издревле свойственно рисовать повторяющийся рисунок ( все орнаменты основаны на этом) . Но именно Zentangles можно назвать новым видом орнамента XXI века. Этот способ рисования сравнивают с медитацией. Когда начинаешь этим заниматься, кажется, что время останавливается и ты остаешься один на один с собой и своим творением. Очень увлекательное занятие, скажу я вам 
Найдите в интернете картинки под названием zentangle (ZA) и вы убедитесь насколько они разнообразны и как узоры подходят для рисования на швейной машине !
Ниже я привожу ссылку на сайт основателей зентанглов Марии Томас и Рика Робертса. Погуляйте по нему – вам понравится !

Сейчас по типу ZA расписываются стены, кафельная плитка ( фото 15 ), обувь ( фото 16 ), делается аэрография на автомобилях и т.д. Возможностей для применения этого вида рисования очень много. Но строченые ZA – пока большая редкость (фото 16,17- правда, похожи на зентанглы? ) . 

Фото 15

 

Фото 16

 

Фото 17

 

Форма для основы этих рисунков тоже весьма разнообразна : квадрат, круг ( мандала), фигура неправильной формы( фото из интернета 18, 19,20), предметные ZA ( фото из интернета 21,22,23 ). Мне лично очень нравится человеческая ладонь обведенная и расписанная этим способом ( фото из интернета 24 ).

Фото 18

 

Фото 19

 

Фото 20

 

Фото 21

 

Фото 22

 

Фото 23

 

Фото 24

 

Зентанглы всегда очень контрастны, в их изготовлении используются большое количество различных узоров- это их отличие от других декоративных рисунков.

Какие узоры чаще всего встречаются здесь : 
•Всевозможные дуги
•Сетки
•Узоры с окружностями
•Геометрические узоры
•Эхо-стежка
•Узоры из волнистых линий
•Изображение листьев и цветов 
Как видите, вы можете использовать практически любой из известных вам узоров СХМС. 

В качестве первоначального материала для того, чтобы вы не растерялись в большом количестве рисунков я для вас нарисовала в технике ZA этот колосок ( фото 25). 
Тут всего около 50 узоров, но как видно на рисунке – у колоска нет ни начала, ни конца . Он может продолжать расти и количество узоров будет только увеличиваться. 

Фото 25

 

Вспомните и про ваш образец с микростежкой из базового курса и воспользуйтесь узорами оттуда. В общем , ваша работа над зентанглом должна быть импровизацией – именно это основная цель нашего занятия.
В рисованных зентанглах используется как мелкий, так и крупный рисунок . 

По этому же подобию и мы будем работать с вами , используя 
•микростежку ( 1-2 мм), 
•стежку плотную ( 3-5 мм) 
•и вкрапления сверхплотной стежки ( «закрепки»). 

Каким способом можно выполнить «закрепки»?
1.Очень плотная спиралька ( то есть стежка на большой скорости по кругу)
2.стандартный зигзаг на свободном ходу
3. Застилание поверхности, например небольшого треугольничка, длинными стежками на медленному ходу ( вспомните вышивку гладью) от одного края до другого.
В основном ZA рисуются черным по белому ( в нашем случае – черными нитками по белой ткани). Возможно и наоборот : стежка белыми нитками по черной ткани. 
В качестве факультативного задания ( необязательного ) предлагаю выполнить контрастную стежку на цветной однотонной или набивной ткани с неярким рисунком. Можно в качестве фона использовать и батик. Цвет контрастных ниток в этом случае вам подскажет цветовой круг. Можно и на цветных тканях провести стёжку белыми или черными нитками .
Я хочу показать вам фото нескольких своих рисунков выполненных в технике zentangle. ( фото 26,27,28) Это карандашные рисунки. На каждый из них ушло около 30 минут. 
 
Фото 26

 

Фото 27

 

Фото 28

 
А вот их строченая версия ( фото 29) . Я не всегда в стёжке повторяю то, что сделала в карандаше, да этого и не требуется. Рисую с помощью свободной стежки в свое удовольствие и всё !

Фото 29

 

Давайте на примере моих работ разберем порядок выполнения этих узоров ( сначала выполнение ZA идет в карандашном варианте, затем вы то же самое выполняете иглой на сэндвиче ).

1.Наносим границы нашего будущего рисунка ( у меня квадрат , круг и фигура неправильной формы).( фото 30)

Фото 30

 

2.Внутри этой фигуры рисуем несколько линий, разделяющих весь рисунок на 2-4 части .
3.Заполняем пространство между линиями каким-либо повторяющимся рисунком( в нашем случае – любым узором СХМС ), пока вся поверхность ZA не будет им покрыта.( фото 30 а)

Фото 30а

 
4.Далее ZA можно оформить ( фото 31,32,33- работы пока в стадии оформления)
-в виде аппликации –трапунто ( обойти зигзагом, вырезать с небольшим ореолом из окружающей ткани) и пришить на другой фон ( лучше контрастный и тоже простеганный);
— оставить на этой же ткани, но вокруг обвести несколькими рядами эхо-контуров в цвет фона ( черное на черном, белое на белом);
— оформить как законченную работу ( открытка, минипанно и т.д.)

Фото 31

 

Фото 32

 

Фото 33

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1.Первые один — два дня уделить внимание рисованию ZA карандашом ( все образцы, которые вы в дальнейшем возьмете в стёжку должны быть обязательно прорисованы и фотография этих рисунков представлена мне). Нарисуйте несколько ZA , а уж из них выберете самые удачные.
2.Выполнить стёжкой как минимум два ZA :
А) простой формы ( круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.д.) на белом фоне черными нитками ( лучше всего использовать самые толстые нитки для обычного шитья – например 45 ЛЛ, 35 ЛЛ). Кстати, в рисовании на ШМ нижняя нитка ВСЕГДА должна быть того же цвета, что верхняя !!! Размеры от 10 до 15 см в готовом виде . Припосадка с учетом микростежки 1,5 см на каждые 10 см стежки, то есть первоначально берете свою фигуру от 11,5 до 17,5 см. В одном узоре желательно использовать от 5 до 10 узоров стежки. В дальнейшем оформить как аппликацию- трапунто или как законченную работу ( можно так сделать открытку 10 х 15 см)
Б) сложной формы. Я для этого задания выбрала кисть руки взрослого человека ( моего любимого мужчины)( мой рисунок –фото34 ). 

Фото 34

 

-Ладонь обведите на бумаге, выполните карандашный вариант рисунка , сделайте фотографию и немного увеличьте её через компьютер ( принтер)- примерно на 1 см на уровне ладони. 
— Рисунок( контур руки) перенесите на ткань любым удобным для вас способом и строчите в своё удовольствие ! ( фото 35)

Фото 35

 
Выполнение на черном фоне белыми нитками. ( фото 36)
Размер А4 ( 20х30 см). Оставить на фоне, окружить эхо-стежкой.

Фото 36

 

3 Факультативное задание . 
Предметный ZA ( цветок, листок, бабочка , ракушка, сердечко и т.д.) на любой цветной ткани ( см. выше). Размеры и дальнейшее оформление- по вашему усмотрению.
Я решила сделать панно «Любит – не любит» с изображением моего любимого цветка – ромашки. 
•Сначала опять же выполнила зентангл в карандаше ( фото 37),

Фото 37

 
• выстрочила контуры рисунка по бумаге на синей набивной ткани с неярким рисунком ( фото 38),
 
фото 38

 
• затем выполнила стёжку и обвела рисунок зигзагом на свободном ходу ( тут кое-где использовала нить другого цвета) ( фото 39, 40,41). 

Фото 39

 

Фото 40

 

Фото 41

 

Работа получилась очень ажурная и нежная. Но фото плохо передает оранжевый цвет нити, как бы я не старалась помочь себе на Фотошопе. В манере зентангла выполнено и моё панно « Новогодний перезвон»

Ну вот, пожалуй и всё, что я хотела на сегодня рассказать
На втором уроке мы будем продолжать заниматься монохромным декоративным рисованием. Нам опять будут нужны черная и белые ткани , а также черные и белые нитки 35 ЛЛ или 45 ЛЛ.
Ну как, интересно ? Хочется попробовать ? Тогда вперед !!!
НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ ! 

Добавить комментарий