Мeсяц нaзaд Министeрствo культуры Укрaины aнoнсирoвaлo прoгрaмму рaзвития внутрeннeгo туризмa «Мaндруй Укрaїнoю», зaявив, чтo этa инициaтивa рoдилaсь в тeснoй кooпeрaции гoсудaрствa, бизнeсa, крeaтивныx индустрий и туризмa.
Aйдeнтикa прoeктa спрoвoцирoвaлa грoмкий «рeклaмный» скaндaл: крeaтивщикoв, рaбoтaвшиx нaд визуaльнoй чaстью брeндa — прeдпринимaтeля Aндрeя Фeдoривa и xудoжницу Oльгу Сeлищeву — oбвинили малость ли нe в aнтиукрaинскoй дeятeльнoсти и нaсaживaнии рoссийскoй культуры в Укрaинe.
С-зa чeгo рaзгoрeлся, кaк рaзвивaлся скaндaл и чeм зaкoнчился (спoйлeр — нa удивлeниe кoнструктивнo) — в 10 Facebook-пoстax.
Блaгими намерениями
Гласный украинский креативщик и основатель Fedoriv Agency Храбрый Федорив и Фундация Дарины Жолдак решили бери безоплатной основе помочь Минкульту и Госагентству туризма. Как ни говорите денег для разработки фирменного стиля проекта у государства отнюдь не было, как и времени для того, пусть их искать, тоже. Федорив обратился к художнице Ольге Селищевой с предложением мгновенно придумать и нарисовать вижуалы для кампании #мандруйУкраїною. Пейзажистка вписалась в жесткие временные рамки.
Айдентика во (избежание всех
Селищева предложила айдентику с фольклорными мотивами. Гостуризм выложил вижуалы в прямой доступ, чтобы всем, кому нравится ёбаный стиль, могли использовать их исполнение) себя, а предприниматели получили возможность накропать брендированные сумки, футболки, сувениры и выработать.
Вкусовщина, хохлома или «русский полночь»?
Сразу после обнародования вижуалов Федорива и художницу Селищеву указывать на недостатки за «российскость» образов. «А не перепутали ли ваша сестра страны?», «Что это? Вам издеваетесь? Россия головного мозга». Забияка оказался не украинской птицей: «Притом тут петух?», — возмущались фейсбук-критики.
Холивар начался в дальнейшем того, как к обсуждению новой айдентики подключились коллеги-креативщики и художники. В частности, живописец Богдан Гдаль на своей странице в Facebook написал, сколько брендинг от Fedoriv Agency в таком стиле был сделан умышленно, и это можно назвать «подрывной деятельностью точно по замещению символов». «Типичные угоду кому) фольклора русских образы из каких-так костромских пряников, выбранные для популяризации украинских регионов», — охарактеризовал спирт айдентику.
Правда, позже художник обновил особенный пост, поскольку выяснил, что сивка-бурка взят из косовской керамики (Косов — место в Ивано-Франковской области, который славится народными промыслами — Ред.). Близ этом петушка он назвал «дорисованным уж самостоятельно на основе собственных предпочтений (как будто из детства)».
Были претензии у Гдаля и к колористике: «Качество тоже изменен под собственным видением. Ведь есть, вроде бы один внешность и правильный, но из-за смены цветовой гаммы, добродетель из-за отсутствия территориальных акцентов в целях айдентики, плюс из-за каких-ведь собственных личных вкусов, вышел шина», — клеймил коллег Гдаль.
Сообразно мнению Татьяны Швыдченко, кандидата исторических наук, основателя Экспертного корпуса, айдентика Мандруй Україною получилась напрочь пророссийской.
Подключился и эпатажный художник Ивася Семесюк. По его мнению, в разработанной айдентике виден «москаль север из детских книг советской эпохи».
Хроникер Виктор Трегубов усмотрел «Россию» и в больше ранних работах Fedoriv Agency. Трегубов написал, точно айдентика проекта выполнена «в стиле костромских пряников», а в брендинге Киева, какой-никакой Федорив делал много лет отдавать, использован образ церковных куполов, характерных в (видах российских церквей. И призвал «кострому изо креативных голов как-то осушить».
Совладельцы издания Bykvu.com Петр Терентьев и Катюша Рошук также выступили с критикой Федорива.
«В символах аминь не так — от цвета задолго. Ant. с содержания, которое они несут», — отмечает Терентьев. Спирт уверен, что в айдентике использованы образы изо произведений российских писателей.
Еще не в такой мере конструктивного хейта в адрес Федорива добавили и юристы, и бизнесмены, и сотни «диванных» экспертов, написавших комментарии подо постами об айдентике Мандруй Україною.
На первых порах Федорив попытался как-то оправдаться. По его словам, следовать консультацией к нему обратилось Гостуризма и Минкульт, а отнюдь не наоборот. Автора вижуалов порекомендовал симпатия лично, поскольку ранее имел сочувственный опыт работы с Ольгой Селищевой. Рядом этом разработка не требовала финансирования со стороны государства, работу художницы Селищевой оплатила Фундация Дарины Жолдак. В качестве кого отметил Федорив, вижуалы были созданы безумно быстро, всего за два часа.
Заправила также сообщил, что после критики изображений Минкульт и Гостуризма перестали эксплуатнуть вижуалы, оставив для маркировки проекта точию графическую надпись.
Это не страшно успокоило общественность, холивар продолжался. Вечор 14 июля Федорив озвучил неожиданное уступка: организовать профильную конференцию по теме использования украинской символики, образов, мифологии в современном дизайне и брендинге украинских проектов и учредить контентный проект для широкой аудитории об украинских символах и образах с инфографики, фото и видеоматериалов.
Кроме того, Объём Дарины Жолдак обещает дополнительный вознаграждение для художника, который выигрывает ясный конкурс Министерства культуры на новые иллюстрации проекта в размере 50 000 грн, делать что такой конкурс будет объявлен.
Такого порядка конструктивный ход оказался хорошим способом удушить кризис. За сутки пост Федорива набрал сотни благосклонных комментариев и перепостов.
Маша Бровинская
журналист Liga.net
Кабы Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.