Яна Франк — дизайнер. Скрапбукинг.

Цитата сообщения

Яна Франк — дизайнер. Скрапбукинг.

 

 Очень рискованно и самонадеянно делать пост о дизайнере такого класса, как Яна Франк, когда толком РЕДАКТОРОМ не владею, но я рискну, уж очень она мне нравится.

                   Интервью: Яна Франк (Miu Mau)

                                                                                                                     автор: Ромуальд Лисовски 

   14.09.2009 г.
  Яна Франк – дизайнер и автор книг — широко известная в узких кругах под псевдонимом Miu Mau, начала рисовать с детства. Уже в 15 лет она зарабатывала иллюстрацией и дизайном, а в 18 лет уехала в Германию. С 1992 по 2002 год она: рисовала комиксы и работала свободным дизайнером, работала графическим дизайнером в Kulturfabrik, преподавала Фотошоп и веб-дизайн в Интернетной Академии в Берлине, работала арт-директором Tagesspiegel-Online и креативным директором в I-DMedia и в берлинском филиале Студии Лебедева.

    В 2002 года она добровольно сложила с себя обязанности арт-директора и сконцентрировалась на любимом занятии — иллюстрации. Как пишет она сама в своей биографии: «Все, что я хотела в этой области сделать, я сделала. Всего достигла. Всему научилась, все смогла"

  Будем знакомы!

Яна, расскажите, с чего началось ваше увлечение скрапбукингом?
 С невозможности нарисовать нормальную картину, когда я заболела. В тяжелый момент, когда мне поставили почти безнадежный диагноз, врач-онколог дала мне книгу профессора Симонтона, который предлагал бороться за свое здоровье через рисование. Однако при первых же попытках обнаружилось, что рисовать я не могу. Во-первых, из-за химиотерапии у меня не было сил, поэтому даже небольшую картину я не могла довести до ума много дней подряд. Во-вторых, я много лежала в постели, и часто была в больнице, а там не особенно расположишься с холстом и красками. Зато тетрадку разрешают.   Родители через некоторое время принесли мне по моей просьбе простые вспомогательные инструменты — ножницы, скотч и степлер; я не приклеивала ничего клеем, а все прикрепляла к страница скрепками и клейкими лентами.

  Сначала мне казалось, что это выглядит плохо, потом начала понимать, что все эти «полевые техники» придают работам интересный колорит. В результате втянулась в этот жанр, и теперь регулярно делаю в тетрадках что-то вроде дневников в картинках.

 

 

  

Как вы создаёте свои работы? Вы смотрите на чистый альбом и чётко представляете, как он будет выглядеть, когда вы закончите, или это больше импровизация? Есть ли какие-нибудь вещи, без которых вы не смогли бы работать: специальные инструменты, «брендовая» бумага или вы используете только то, что есть под рукой? Как вы относитесь к брендам в сфере скрапбукинга?
   Я не знаю, что такое «бренды в сфере скрапбукинга». Если вы имеете в виду всякие бумажки и прочие полуготовые заготовки, которые умельцы предлагают более ленивым или неумелым авторам тетрадок, то они, конечно, очень симпатичные и на первый взгляд кажутся вдохновительными, но я с ними не дружу. Мне кажется, что они очень профессионально сделаны, и их авторы в большой степени сразу задают стиль будущей работы. То, что собирается из подручного мусора, самостоятельно выбранного из всего, что нас окружает, больше отражает индивидуальность автора.

  Я скорее за то, чтобы работать с людьми и учить их техникам коллажа, чтобы они учились создавать «товарные» работы сами, из чего угодно. Поэтому я мечтаю когда-нибудь открыть свой воркшоп, где можно лично поработать с людьми.

  Я начинаю с пустого листа, и первым делом задаю ему желанный колорит, т.е. замазываю краской и заклеиваю подходящими бумажками. Цвета выбираю по настроению. Потом собираю кучку того, что должно попасть на разворот, некоторое время все двигаю и потом послойно прикрепляю и приклеиваю.   В последнюю очередь — пишу тексты. Плана никакого нет, смотрю на цветное пятно и на материал, и спонтанно располагаю все, как мне кажется, красивым. Все решения принимаются за секунды и иногда являются неожиданностью для меня самой. Единственное, что я знаю заранее, это текст, который я сегодня хочу написать.

    

    Не секрет, что скрапбукинг пришёл к нам в сопровождении целого ряда устоявшихся правил и убеждений. Существует и классификация стилей в скрапбукинге. А как бы вы описали ваш стиль или любимые приёмы?
     Я никогда не интересовалась канонами скрапбукинга, и классификация, которую я прочитала на вашем сайте, мне ничего не говорит. Я вообще считаю все это рисование в тетрадках — одним из лучших методов раскрепощения и приобретения художественной свободы! Это игра без правил, где художнику можно пробовать все-все, чего душа просит. Поэтому мне не нравится попытка разложить тут что-то по полочкам.        На немногочисленных курсах по коллажированию я призывала студентов делать что угодно, подражать любым стилям, и пускать в ход какие угодно материалы. От этой свободы получаются самые лучшие работы, потому что люди, наконец, решаются на свободный полет фантазии.

 

  Давайте затронем тему цифрового скрапбукинга. Если сравнивать цифровые работы на примере «книг», в финале напечатанных на хорошей бумаге — и их электронных версиях. Понятно, что большинство работ мы видим лишь как изображения, размещённые на тематических сайтах или в блогах авторов, и как показывает практика (к примеру, взять ваши же посты в живом журнале — раз и два), порой сложно отличить настоящий скрапбукинг от цифрового. Как вы лично относитесь к цифровому скрапбукингу? Что это по-вашему — суррогат или просто другой жанр?
    Я очень хорошо отличаю рукотворное от того, что сделано в фотошопе. Потому что очень много времени посвятила попыткам сделать руками «как на компьютере», а позже — в компьютере — похожее на рукотворное. Это совершенно разные жанры. Для меня то, что делается в компьютере, это иллюстрация. Даже если она делается с использованием кусков коллажей, сканированной живописи и.т.д.

   У фотошопа есть много преимуществ, можно некоторые вещи примерять, двигать и выбрасывать, не портя все остальное. И, безусловно, есть суперэффекты, которые не сделаешь руками. С другой стороны рукотворные вещи обладают каким-то своим шармом и спонтанностью, которые трудно создать в компьютере. Я люблю оба жанра, иногда хочется заниматься одним, иногда — другим.

    Могли бы вы выделить кого-нибудь из наших или зарубежных дизайнеров, занимающихся скрапбукингом, работы которых могут быть для вас образцами или причиной вдохновения?
Моя любимая художница, из работающих руками — Линн Перелья (Lynne Perella). Любимый цифровой коллажист — Dave mc Kean. Любимый «наш» коллажист — Сергей Первушин. Тетрадки хорошие у Наташи Ратковски. 

     В Америке и Европе скрапбукинг появился

значительно раньше, чем в России. В Америке в этой сфере годовой оборот 2 миллиарда долларов, существуют десятки тематических журналов и сотни фирм, выпускающих всевозможные товары для скрапа. Как вы думаете, ждёт ли российский скрапбукинг такое же будущее? Насколько велик потенциал этого увлечения?
  Если ждет, то не скоро. Все эти журналы начинали с того, что долго воспитывали публику, публикуя для них многочисленные работы и туториалы (инструкции по работе) профессиональных художников и дизайнеров. Им платили хорошие гонорары за то, чтобы они по определенным (довольно строгим правилам) составляли описания, как они делают свои работы, описывали все поэтапно, буквально учили читателей, как повторить любой шедевр (занимаются этим и сейчас). В результате «развелось» много читателей, которые делают не менее качественные работы и тоннами шлют их в редакции, так что у редакций есть возможность из тысяч отобрать сотни хороших. Нужно представлять себе, сколько там людей и материала. Чтобы издать журнал такого качества, как Stampington, в котором штук 120 хороших работ, нужно получить от читателей штук 1000 неплохих. Каждый месяц. Плюс — иметь большую и компетентную редакцию, чтобы все это презентовать таким вот образом. Плюс иметь огромную аудиторию, которой не жалко денег на это издание (упомянутый журнал стоит 19 долларов). А еще — много-много маленьких бизнесов, которые живут продажей заготовок для всего этого, потому что для этого существует рынок. Платящие за рекламу и т.д. Это нужен бум жанра, довольно крупного масштаба. И немалые вложения.

  Пока, как я вам уже написала, я вижу в русскоязычном интернете всего несколько сайтов по теме, и много-много слабых работ. Сильных очень малый процент. При первых же попытках пообщаться на эту тему, замечаю, что никто людей у нас не учит коллажированию как предмету, у людей нет в этой области профессиональных приемов, стратегий, основ. К тому же я училась в советской «художке», и знаю, как там относятся к «графическому беспределу». Никто не подталкивает людей на эксперименты, наоборот, норовят заковать в каике-то рамки и правила, у людей нет смелости.

 Глядя на большинство русских работ, я буквально ощущаю, как авторы остановились на первой трети пути, потому что дальше «боятся испортить работу». Хотя вот сейчас бы на нее еще вылить пару слоев краски, что-нибудь помять, приклеить. И пусть даже закрыть слишком рано, и наутро обнаружить, что полстраницы прилипло к соседней стороне, и при открывании оторвалось и т.д. Боятся. У нас со студентами даже задания были, для развития правильного подхода к делу — пойти и сбросить любимую тетрадку с 5 этажа. Или вылить на нее что-нибудь, капнуть-ляпнуть, с закрытыми глазами почертить на странице и.т.д. А после всего этого — приклеить бы еще слоев 10. Тут тоже у «наших» начинается ступор — куда там клеить, ведь кончилось место? При том, что самые лучшие коллажи — многослойные. Даже те слои, от которых едва угадываются жалкие остатки, всегда придают работе глубины.

  В общем, в русской части интернета этим жанром еще заниматься и заниматься. Я через несколько недель открою большой проект, тоже связанный с этой темой. И постараюсь сделать все, на что хватит сил, чтобы отдать всем участникам все свои знания в этой области. Но у меня нет сил, чтобы заниматься всем в нужном объеме, поэтому я еще надеюсь на поддержку таких людей, как Наташа Ратковски, которая уже начала публиковать пошаговые инструкции, статьи о том, как она делает коллажи, и даже открыла сообщество: community.livejournal.com/art_expiration.

Большое спасибо Яне за интересное интервью.

P.S. Не забудьте заглянуть в ЖЖ Яны Франк  , а так же на её сайт.

 

      

 

              Послесловие от авторов проекта «Скрапбукинг для всех».


Является ли Яна Франк скрапбукером в рамках традиционной классификации стилей? В рамках сложившихся правил? Её «тетрадки» с одинаковым успехом можно назвать и дизайнерскими дневниками с элементами скрапбукинга и арт-блоггингом. Но имеет ли значение, как всё это называется?

    Скрапбукинг – совокупность приемов и стилей, а не буквальное деление по результату. Скрапбукинг – творчество, а не чёткое следование канонам и правилам. Потому что если зажимать всё в рамки и делить на стили получится – «каша». Открытки – кардмейкинг? Рамочки, если в них скрап-коллаж с фото – «рамкомейкинг»? Книги рецептов, оформленные объемно и со всеми приемами, но без фото — строго говоря, это не фотоальбомы! И все коробочки, комодики и прочее-прочее, altered art на Западе – что это? Под какой они должны жанр попадать?      Ведь те, кто делают альбомчики, — для них обычно не проблема сделать и открытку. Ведь в открытках можно выделить те же стили, что и в скрапбукинге, к примеру – шабби или микс! В условиях глобализации все смешивается со смежными искусствами, где-то квиллинг, а где-то поп-ап, не «выкидывать» же их теперь из скрапа, если они в него «вошли» да и «остались» как приемы. Хотя это отдельные заметные хобби.

  Итак, является ли Яна Франк – скрапбукером в рамках сложившихся правил? Если смотреть на это с традиционной точки зрения, то ответ – нет. Но на самом деле, если копнуть глубже, то можно понять что ответ прямо противоположен. Да! Всё это и многое другое есть ни что иное, как скрапбукинг, во всём его многожанровом разнообразии.

  Правила созданы для того, что бы их нарушать. Стили придуманы для того, чтобы помогать и направлять, а не для того, чтобы слепо следовать им. Не бойтесь экспериментировать. Смешивайте стили, привносите новое. Ведь только так у вас появляется возможность получить совершенно неожиданный, и замечательный результат! Не бойтесь и творите. Всё в ваших руках. 

 

Серия сообщений «»:
Часть 1 —
Часть 2 —

Часть 98 —
Часть 99 —
Часть 100 —

Серия сообщений «»:
Часть 1 —
Часть 2 —

Часть 98 —
Часть 99 —
Часть 100 —

Серия сообщений «»:
Часть 1 —
Часть 2 —

Часть 42 —
Часть 43 —
Часть 44 — Яна Франк — дизайнер. Скрапбукинг.
Часть 45 —

Серия сообщений «»:

Художники, фотохудожники

Часть 1 —
Часть 2 —

Часть 98 —
Часть 99 —
Часть 100 —

Серия сообщений «»:
Часть 1 —
Часть 2 —

Часть 98 —
Часть 99 —
Часть 100 —

Серия сообщений «»:
Часть 1 —
Часть 2 —

Часть 10 —
Часть 11 —
Часть 12 — Яна Франк — дизайнер. Скрапбукинг.
Часть 13 —
Часть 14 —

Серия сообщений «»:
Часть 1 — Яна Франк — дизайнер. Скрапбукинг.
Часть 2 —
Часть 3 —

Часть 5 —
Часть 6 —
Часть 7 —

2 thoughts on “Яна Франк — дизайнер. Скрапбукинг.

Добавить комментарий